Бережливая поликлиника

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  "БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА":
КАК МИНЗДРАВ РФ ПЛАНИРУЕТ СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ ПАЦИЕНТАМ И ВРАЧАМ

Проект призван оптимизировать работу регистратуры, медработников и лабораторий и убрать ненужное хождение по кабинетам.

Эксперимент запущен Минздравом РФ в ноябре 2016 года. Помимо Ярославля в нем приняли участие Калининград и Севастополь. Проект, который реализуется с участием госкорпорации "Росатом", призван убрать ненужное хождение по кабинетам, оптимизировать работу регистратуры, врачей и лаборатории.

Ранее президент России Владимир Путин обозначил одной из приоритетных задач в здравоохранении сокращение избыточной бумажной работы врачей и увеличение времени их работы напрямую с пациентами, а также создание более комфортной среды в поликлиниках для самих пациентов. Тогда министр доложила президенту, что в РФ в пилотном формате реализуется проект "Бережливая поликлиника".

Одна из основных целей проекта - сократить время нахождения пациента в поликлинике. В среднем от момента входа в поликлинику до момента выхода из нее пациент проводит около 40 минут. Эксперты Минздрава предполагали, что реализация позволит это время сократить вдвое. "Очереди ушли, сократилось время ожидания пациентов у двери врача до 12 раз", - рассказала министр, комментируя опыт одной из ярославских поликлиник.

Она также отметила, что в учреждении удалось развести потоки здоровых детей, которым нужны справки и профилактические осмотры, и больных детей, которые обращаются к врачу в том числе с признаками инфекционных болезней. "Совершенно по-другому выстроено отделение профилактики, кабинеты здорового ребенка, отделение вакцинации. Поэтому можно родителям без опаски приходить, ребенок не возьмет ниоткуда инфекцию, все разделено", - пояснила министр.


 

Принципы бережливого производства внедряются в Городской детской поликлинике №1

Итоги реализации очередного этапа приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» подвели в детской поликлинике №1 Петрозаводска в 2018 году.

Здесь побывали заместитель премьер-министра Правительства Карелии по вопросам здравоохранения и социальной защиты Игорь Корсаков, исполняющая обязанности первого заместителя министра здравоохранения Елена Кузьмичева, заместитель министра Роман Савин, руководитель регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи Вероника Федулова, руководители учреждений здравоохранения, которым продемонстрировали результаты внедрения в поликлинике принципов бережливого производства.

Главный врач детской поликлиники Надежда Дрейзис и руководитель рабочей группы проекта Виктория Асанова рассказали об основных направлениях проекта и достигнутых улучшениях. Так, оптимизирована работа лаборатории, что позволило получать результаты лабораторных исследований в день сдачи анализов, исключить потери информации и дублирование назначений разными специалистами, а также сократить время на выписку направлений. Благодаря новому подходу к организации работы регистратуры, включая ее перемещение во входную зону и создание call-центра, сократилось время обращения в регистратуру и время пребывания пациентов в поликлинике. Создание двух комнат для кормления, оборудование крытой парковки для колясок сделало более комфортным посещение поликлиники с маленькими детьми.


Пресс-служба Министерства здравоохранения Республики Карелия


В рамках реализации на территории Республики Карелия приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в Петрозаводске состоялся образовательный семинар, организованный Министерством здравоохранения Республики Карелия совместно с медицинским институтом Петрозаводского государственного университета.

Специалисты учреждений здравоохранения обучались применению технологий бережливого производства в работе медицинских организаций. Обучение провела заместитель директора медицинского института ПетрГУ Марина Шубина. Психолог Республиканского психоневрологического диспансера Антон Хеллет представил правильный алгоритм общения медицинских работников с семьями пациентов в конфликтной ситуации.

В рамках семинара его участники познакомились с результатами реализации проекта в детских поликлиниках №1 и №2 города Петрозаводска.

Так, основными направлениями очередного этапа внедрения технологий бережливого производства в Городской детской поликлинике №2, ставшей «пилотной» в реализации проекта и уже добившейся значительных положительных изменений, выбрали совершенствование организации диспансеризации детей с хроническими заболеваниями и оптимизацию работы хозяйственной службы.
В первой детской поликлинике сосредоточились на оптимизации работы лаборатории и регистратуры и создании комфортной среды для родителей с маленькими детьми. В результате появилась возможность получения результатов исследований в день сдачи анализов, исключены потери результатов и дублирование назначений различными специалистами, сократилось время дозвона в регистратуру, которая перемещена во входную зону, создан call-центр, уменьшились время пребывания посетителей в поликлинике и протяженность маршрута движения, создана комната для кормления малышей, оборудована крытая парковка для детских колясок.

Проекты первого полугодия 2022 года

- Бесконтактная выдача рецептов
- Дистанционное наблюдение за больными COVID-19, внебольничной пневмонией, гриппом
- Разделение потоков пациентов для минимизации распространения COVID-19 при ухудшении эпидемиологической обстановки

По итогам реализации проекта «Дистанционное наблюдение за больными COVID-19, внебольничной пневмонией, гриппом» сократилось время дозвона в регистратуру в 5 раз (с 25 до 5 минут). Также исключены информационные потери при контроле состояния пациентов. Коэффициент эффективности процесса составил 64,5 %.

Регистратура "ДО"                                                        Регистратура "ПОСЛЕ"

       

Благодаря реализации проекта "Разделение потоков пациентов для минимизации распространения COVID-19 при ухудшении эпидимиологической обстановки исключена возможность заражения пациентов с COVID-19в учреждении.

"ДО"                                                                                     "ДО"     

    

"ПОСЛЕ"                                                                        "ПОСЛЕ"

  

Проект "Бесконтактная выдача рецептов" перенесен на второе полугодие 2022 года.

 

Итоги реализации проектов 2020 и 2021 года

В 2021 году рамках реализации проекта "Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь" в ГБУЗ "Городская детская поликлиника № 1" были реализованы проекты:

- Обращение пациента с COVID-19 в учреждении.
-
Оптимизация рабочего времени врачей-педиатров участковой службы.
- Организация системы информирования в учреждении.
- Организация системы навигации в учреждении.
- Управление запасами с применением системы канбан (приобретение канцелярии).

По итогам реализации проекта «Обращение пациента с COVID-19 в учреждении» временные потери заведующей амбулаторного центра диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 при подаче данных в федеральный регистр лиц, больных COVID-19 сократилось в два раза. Также время, затрачиваемое на аудиоконтроль пациентов сократилось с 4 до 2 раз.

Второй проект - Оптимизация рабочего времени врачей-педиатров участковой службы был выбран для уменьшения количества пациентов, находящихся в учреждении одномоментно, а также для сокращения количества участков с пиковой численностью прикрепления. По результатам его реализации с 6 до 5 сократилось количество больших участков, а количество пациентов, одновременно находящихся в поликлинике в ожидании проема сократилось на 30%.

Также было проведено перераспределение адресов на участках и в отделениях, в результате чего  протяженность маршрута врача-педиатра сократилась на 23%, а продолжительность на 13%.

Итогами проекта "Организация системы информирования в учреждении" стало сокращение времени  доведения информации до сотрудников отделений в 12 раз, а также в 2,5 раза сокращены случаи не доведения информации до сотрудников путем установки и внедрения в работу мессенджера "Telegram", а также создания общей сетевой папки для обмена входящей документацией.

Визуализация остатков канцелярии с применением системы канбан и её учет в программе 1С позволили уменьшить количество приобретаемых ручек в год с 500 до 400 штук, а также сократить время, затрачиваемое на учет канцелярии в 4 раза. Также одной из проблем был нерациональный расход канцелярии. После проведения разъяснительных совещаний с руководителями структурных подразделения расход канцелярии сократился на 20% в месяц. 

Склад канцелярии ДО:

Склад канцелярии ПОСЛЕ:

Основными проблемами процесса Организации системы навигации в учреждении были нерациональное присвоение номеров кабинетам, отсутствие навигации для слабовидящих и излишние обращения в регистратуру. Для решения этих проблем были проведены следующие мероприятия:  упорядочена нумерация - слева на право, сквозная нумерация кабинетов, служебные помещения помечены отдельно. Также были выделены денежные средства по программе «Доступная  среда» и установлена навигация. Организована единая система визуальной информации коридоров холлов и помещений в достаточном количестве.

  ДО:                                                                                        ПОСЛЕ:

         

     ДО:                                                                         ПОСЛЕ:

  

    ДО:                                                                           ПОСЛЕ:

      

ДО:                                                                          ПОСЛЕ:

В 2020 году в были реализованы проекты:

- Оптимизация логистики пациентов, нуждающихся в посещении врачебных комиссий, связанных с образовательным процессом.
- Оптимизация процесса профилактического осмотра несовершеннолетнего в возрасте 7 лет.
- Оптимизация процесс
а заполнения учетной формы 30-по/У-17
«Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетних».
- Обеспечение удаленной записи по телефону пациенту, нуждающемуся в получении физиопроцедуры.
- Оптимизация работы регистратуры во втором педиатрическом отделении.
- Внедрение системы канбан в лабораторию.

Подведем итоги реализации проектов:

В результате реализации проекта «Оптимизация логистики пациентов, нуждающихся в посещении врачебных комиссий, связанных с образовательным процессом» время, затрачиваемое на оформление справки, сократилось в 2 раза. Также количество справок, подготавливаемых за одну врачебную комиссию было увеличено в 1,5 раза.

Основными проблемами процесса профилактического осмотра несовершеннолетнего в возрасте 7 лет были очередь в лабораторию и пересечение потоков пациентов, а также длительный период времени от сдачи анализов до заключения педиатра. Благодаря реализации проекта пересечения потоков пациентов были исключены, а время прохождения медицинского осмотра сократилось в 2 раза.

С введением удаленной записи по телефону пациенту,  нуждающемуся в получении физиопроцедуры исключено посещение физиокабинета для записи на процедуру, а время записи сократилось в 36 раз.

Во втором педиатрическом отделении была оптимизирована  работа регистратуры путем создания call-центра и приобретения мини-атс, для администраторов регистратуры разработан и внедрен в работу СОК, что позволило сократить время дозвона в регистратуру в 3,5 раза. Благодаря организации картохранилища и распределению обязанностей между администраторами время ожидания в очереди сократилось в 2,6 раза.

Основными целями оптимизации процесса заполнения учетной формы 30-по/У-17 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетних» были поставлены: экономия канцелярских принадлежностей, уменьшение ошибок при заполнении учетной формы, сокращение времени заполнения учетной формы и медицинской карты. Для реализации поставленных целей было проведено обучение медицинского персонала по заполнению учетной формы (проведение конференций с применением дистанционных технологий). Также был решено исключить дублирование информации  на пациентов  определенных возрастных групп и вносить данные только в форму 30-по/У 17. По итогам реализации проекта исключены ошибки и неточности при заполнении учетной формы, а также в 2 раза сократилось время заполнения формы.

В результате внедрения системы канбан в лабораторию был сокращен периода контроля сроков годности расходных материалов и реактивов в 3 раза, вследствие чего появилась возможность экономия времени на составление заявки. Также было решено производить закупку расходных материалов и реактивов на 3 месяца, а не на 6, как было ранее. Это привело к более эффективному планированию закупок и экономии финансовых средств в 2 раза.

 


Напомним, что в реализации проекта принимают участие 24 поликлиники, в том числе поликлинические отделения, входящие в структуру центральных районных больниц.

Рабочая группа сотрудников ГБУЗ "Городская детская поликлиника №1", 2021 г.


 

6 ноября 2018 года в Москве мы были на семинаре "Кайдзен в поликлинике" при участии президента АК "Айтек" Сэки Дзетаро.
Сэки Дзетаро поделился опытом внедрения системы Кайдзен и принципов бережливого производства в здравоохранение зарубежных стран.